О компании Запрос на расчет стоимости Наши работы Партнеры Отзывы о нас Контакты

Контейнеры идут напролом

04 февраля 2008 15:33

Объем этого рынка в 2007 году вырос более чем на треть
По итогам прошлого года объем российского рынка контейнерных перевозок вырос на 35,96% и составил 5,27 млн TEU. Основные причины - увеличение транзита из соседних стран и перевозки контейнеров по железной дороге. Но в этом году следует ждать некоторого замедления темпов.
Оборот российского контейнерного рынка в 2006 году вырос на 24,9%, с 1,92 млн до 2,40 млн TEU. Если считать все объемы, поступающие в Россию, и внутренние железнодорожные перевозки, то по итогам 2006 года оборот контейнерных грузов в России увеличился на 45,86% и составил 3,88 млн TEU.
По данным исследования агентства InfraNews "Контейнерная логистика в России и соседних странах", по итогам прошлого года объем российского контейнерного рынка вырос на 35,96% и составил 5,27 млн TEU. Основной рост, как отмечается в исследовании, достигнут за счет контейнерного транзита из соседних стран и роста перевозки контейнеров по железной дороге. Оборот финского транзита вырос на 14%, до 398,83 тыс. TEU, а прибалтийского - на 39%, до 383,09 тыс. TEU. Порядка 4-5% от украинского оборота в 1 млн TEU также доставляется в Россию. По системе российских железных дорог в России в прошлом году было перевезено 2,048 млн TEU (из них в общей сумме учитывается только 1,368 млн TEU, чтобы избежать двойного учета, при котором переваленные в портах и затем перевезенные по железной дороге контейнеры учитываются дважды). Морским путем через российские контейнерные терминалы в Россию в прошлом году было доставлено 3,072 млн TEU. Две трети этого количества пришлось на порты северо-запада.
На рынке контейнерной перевалки сейчас присутствуют три крупные компании, контролирующие более одного терминала: Национальная контейнерная компания (НКК, собственниками которой в равных долях являются группа First Quantum и транспортная группа FESCO), группа компаний "Н-Транс" (бывшая "Северстальтранс") и холдинг "Новороссийский морской торговый порт". "При этом, если принимать в расчет только конечных бенефициаров, то "Н-Транс" является несомненным лидером рынка, - пояснил РБК daily руководитель InfraNews Алексей Безбородов. - Если же брать еще и заграничные мощности, то FESCO и First Quantum, объединенные в НКК, серьезно обгоняют "Н-Транс".
Среди контейнерных терминалов - лидеров отрасли расстановка сил особенно не изменилась. По-прежнему лидирует принадлежащий НКК Первый контейнерный терминал (ПКТ; 958,53 тыс. TEU). Второе и третье места вновь делят терминалы, контролируемые "Н-Трансом": Восточная стивидорная компания (371 тыс. TEU) и "Петролеспорт" (368 тыс. TEU).
В 2008 году темпы роста рынка скорее всего немного замедлятся. "В этом году рост перевалки контейнеров в стране составит не более 20-25%, - пояснили РБК daily в одной из крупных компаний, занимающейся контейнерным бизнесом. - Кардинальных изменений на рынке ждать не стоит. Скорее всего будет лишь органический рост уже работающих терминалов". По оценке г-на Безбородова, рост также составит порядка 22-23%. "НКК планирует обработать на своих терминалах ПКТ, Новороссийского узлового транспортно-экспедиционного предприятия и "Укртрансконтейнера" около 2 млн TEU", - сообщили РБК daily в пресс-службе НКК.
Основной тенденцией наступившего года должно стать слияние логистики и контейнерного бизнеса. "Логистика и контейнерный бизнес, которые как бы не замечали друг друга последние десять лет, должны слиться воедино и образовать полноценную отрасль экономики, каковой они являются в развитых странах", - уверен Алексей Безбородов. Реальным началом нового этапа в развитии контейнерного бизнеса могут стать несколько событий. Во-первых, введение в эксплуатацию первой очереди терминала НКК в Усть-Луге, который покажет, возможно ли создание регионального хаба для контейнерных перевозок в России. Во-вторых, строительство первого полноценного железнодорожного контейнерного терминала с оборотом более 100 тыс. TEU и обязательным фронтом обработки автомобилей.

источник: "RBCdaily"